Skip to main content

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

Документы

см. Общую информацию о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса
см. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
см. Условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ
см. Паспорт доступности ДОУ

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Оборудованные учебные кабинетыМузыкально-спортивный зал оснащен необходимым оборудованием: акустическая система, микрофон, пианино, детские музыкальные инструменты, мультимедиа-оборудование. Подобрана фонотека, аудио- пособия, необходимые для художественно-эстетического развития детей. На специально оборудованных стеллажах расположено необходимое спортивное оборудование и пособия для занятий физической культурой.

Кабинет педагога-психолога базируется на соответствующем современным требованиям методическом организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием. В организации развивающей среды кабинета инновационные технологии: учитывает все, что необходимо для оказания своевременной квалифицированной психологической, консультативно- методической и психокоррекционной помощи воспитанникам, их родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.

Кабинет учителя-логопеда оснащен следующим оборудованием:
дидактические пособия и игры для развития и коррекции недостатков речи;
шкафы для хранения методических пособий и документации;
детские столы, стулья;
стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией;
настенное зеркало.

Методический кабинет содержит Программно-методическое обеспечение, библиотеку методической литературы, действующую документацию, методические наработки педагогов, опыт работы педагогов, ноутбук с выходом в интернет, МФУ, цветной принтер.

В ДОУ функционируют три группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) и две группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). Каждая группа имеет все необходимое для проведения успешной коррекционной работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ: соответствующую возрасту и росту детей мебель, игровое, спортивное, учебное оборудование и пособия. В каждой группе компенсирующей направленности имеется интерактивный экран, проектор, ноутбук, активные колонки, магнитно-маркерные доски. Для развития мелкой и общей моторики имеются разнообразные тематические бизиборды, планшеты, геоконты, развивающие панно, дидактический материал.
В ДОУ также имеются кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-дефектолога и педагога-психолога,5 логопедических  уголков, оборудованных всем необходимым материалом для проведения успешной коррекционной работы.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-дефектолог, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре.
Оборудованные объекты для проведения практических занятийВ ДОУ функционируют 13 групп. В состав групповой ячейки входят: приемная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, ООД, ситуаций образовательного характера и приема пищи), спальная, санитарный узел, раздаточная. Все групповые помещения оснащены мебелью, отвечающей гигиеническим требованиям для дошкольных образовательных учреждений (столы, стулья, кровати, шкафы для игрушек, полки) и антропометрическим показателям воспитанников, игровым оборудованием, учебно-методическими пособиями.

В раздевалках имеются информационные стенды для родителей, стенды для тематических выставок, настенные рамы (галерея детских работ). В группах созданы условия для практической детской деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с предметным, социальным и окружающим миром посредством организации центров: художественно-эстетической деятельности, театра и музыки, речевого развития; книжного уголка; уголков природы, экспериментирования, конструирования, познания, уединения, патриотического воспитания, физического развития, а также атрибутами для сюжетно-ролевых игр, самостоятельной игровой деятельности детей. Учебные центры оснащены демонстрационными и наглядными пособиями для организации образовательной деятельности, раздаточным материалом и др. Во всех группах имеются магнитофоны.

Оснащение групп ДОУ отвечает современным требованиям и способствует качественной организации образовательной работы с детьми по реализации содержания всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательная деятельность с детьми, в том числе практические занятия, организуется в группах, в музыкально-спортивном зале, в кабинетах учителя-логопеда и педагога-психолога.

Объектами для проведения практических занятий, приспособленных  для использования инвалидами и лицами с ОВЗ являются: игровые помещения групп, кабинеты узких специалистов (педагогов-психологов, учителя-дефектолога, учителей-логопедов), музыкальный зал совмещенный со спортивным, оборудованная спортивная площадка, игровые площадки 
Оборудованные библиотекиСпециального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено.

Имеется библиотека методической литературы (методический кабинет, группы ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей), а также книжные уголки с детской познавательной, художественной литературой в каждой возрастной группе.

Помещение для размещения библиотеки в ДОУ отсутствует. Книжный фонд методической, энциклопедической и художественной литературы находится в методическом кабинете, а также в книжных  центрах и уголках на каждой группе компенсирующей направленности, где имеется свободный доступ к ним детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Оборудованные объекты спортаСпортивная площадка, музыкально-спортивный зал, физкультурные уголки в групповых помещениях.

В ДОО созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован музыкально-физкультурный зал, в котором проводится не только образовательная деятельность по физическому развитию, но и утренняя гимнастика, физкультурные досуги и развлечения. В зале имеется оборудование для занятий спортом (шведская стенка, гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли и т.д.), пособия, предусмотренные образовательной программой дошкольного образования ДОО.

Имеющиеся на территории ДОУ объекты спорта: спортивная площадка, спортивное оборудование на игровых участках групп, успешно используется в работе с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ
Оборудованные средства обучения и воспитанияВ дошкольном учреждении обеспечена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО. Имеется необходимое программно-методическое обеспечение в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. В достаточном количестве имеется демонстрационный материал, наглядные пособия и игрушки для организации различных видов деятельности детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкальной, художественно-изобразительной, двигательной).

В соответствии с возможностями инвалидов и лиц с ОВЗ педагоги определяют средства обучения и воспитания. При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести  физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности. К специальным методам обучения и воспитания относятся:

— сопровождение детей с ОВЗ специалистами
— использование специальных образовательных программ и методов
— использование специальных методических пособий и дидактических материалов
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

В ДОУ имеются разнообразный многофункциональный дидактический материал и учебные пособия для проведения образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетямВ ДОУ имеется доступ к сети Интернет по оптоволоконному каналу связи со скоростью 100 Мбит/с. К сети через wi-fi подключены 100 % компьютеров ДОУ.

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной общеобразовательной программой ДОУ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся— Собственных электронных образовательных и информационных ресурсов в ДОУ — нет

— Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:

Федеральные ЭОР:
Министерство науки и высшего образования РФ (minobrnauki.gov.ru)
Бесплатная электронная библиотека онлайн «Единое окно к образовательным ресурсам» (window.edu.ru)
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (fcior.edu.ru)
Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений России — Ресурсы образования (resobr.ru)
Дорогие воспитатели и заведующие ДОО, ученые, педагоги-практики, психологи, музыкальные работники, руководители кружков, тренеры, педиатры, папы и мамы, бабушки, дедушки — в общем все те, чья жизнь по разным причинам тесно связана с дошкольным воспитанием | Обруч (obruch.ru)
Журнал «Дошкольное образование» (1sept.ru)
Открытый урок (1sept.ru)
Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ, ГИА (www.edu.ru)

Региональные ЭОР:
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края. Главная страница (krasnodar.ru)
Портал образовательных услуг (rso23.ru)
Портал «Цифровое образование» (digital-edu.ru)
Онлайн образовательные ресурсы — Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края (rmc23.ru)
ГЛАВНАЯ | ИРО (iro23.ru)
Навигатор дополнительного образования Краснодарского края (xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b)

ЭОР для педагогов и родителей:
Методические материалы для воспитателей детских садов, презентации и сценарии праздников (mirdoshkolnikov.ru)
Конкурсы. Гранты. Премии. Фестивали. Для всех и только действующие! — Конкурсы. Гранты. Премии. Фестивали (konkursgrant.ru)
ПочемуЧка — Сайт для детей и их родителей — Развивающие занятия, стенгазеты, поделки, презентации, дидактические игры, методические разработки (pochemu4ka.ru)
Портал Солнышко для детей, родителей, педагогов (solnet.ee)
Дошкольники — детский сайт doshkolnikicom doshkolniki.com
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (razvitierebenka.com)
Методические пособия для развития ребенка в старшей и подготовительной группе в детском саду (moi-detsad.ru)
ДЕТсад (detsad-kitty.ru)
Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам: публикация в СМИ, конспекты, разработки, сценарии детских праздников, игры и поделки — Маам.ру (maam.ru)
Конспекты занятий в детском саду (vospitatel.com.ua)
До и после трех (azps.ru)
Наши дети, растем и развиваемся вместе (nachideti.ru)
Главная — Рассударики — дистанционные конкурсы для детей, педагогов, воспитателей и родителей (rassudariki.ru)
Творческий конкурс для детей и взрослых «Талантоха» (talantoha.ru)
ОБУЧАЛКИ — Обучалки и развивалки для детей — DetkiUch
PackPacku

Примерная картотека ЭОР для дошкольников:
МУЛЬТИ-РОССИЯ (multirussia.ru)
BABY NEWS — Развивающий материал для детей / Раскраски / Кроссворды / Мультфильмы / Сказки / Стихи / Загадки / Диафильмы / Детское (baby-news.net)
Оригами | Оригами (zonar.info)
ОБУЧАЛКИ — Обучалки и развивалки для детей — DetkiUch
Развивающие игры для детей в Теремке: таблица умножения, английский для детей, учимся читать и считать, раскраски онлайн (teremoc.ru)
Познавательное развитие дошкольника. Сайт Интернет — Гномик (i-gnom.ru)
900 детских презентаций и 200 000 презентаций для школьников (900igr.net)
Наличие общежития, интернатаНет

Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяВ ДОУ установлена доступность входной группы:

— установлена кнопка вызова персонала и электрический доводчик
— приобретена вывеска детского сада с использованием шрифта Брайля
— над каждым крыльцом имеется навес
— на пол постелена не скользящая керамическая плитка
— рядом с ДОУ выделены стоянки для автотранспортных средств инвалидов

Беспрепятственный вход на территорию детского сада осуществляется через калитку, центральный вход оборудован звонком.  Территория детского сада имеет твердое покрытие.
Конструктивные особенности  здания  обеспечивают доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную организацию, т.е. предусматривают наличие указателей на территории и в помещении, вывески, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, поручней внутри помещений.       

Имеется доступ к кабинетам: администрации, специалистам, медицинскому кабинету, методическому  кабинету, музыкальному залу, групповым помещениям. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяВ ДОУ используется специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В работе с детьми-инвалидами и лиц с ОВЗ активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещениях, музыкальном зале имеются интерактивные экраны, проекторы, ноутбуки, акустические колонки.